Каждый истинный вайнах, воспитанный у себя на родине в традиционной семье, имеет прочные задатки рыцаря, джентльмена, дипломата, мужественного заступника и щедрого, надежного товарища. В чем причина? Почему настоящий чеченец или ингуш никогда не подведут, не предадут, не простят обиды, не потерпят зла и насилия, лжи и двуличия, трусости и малодушия?
Нохчалла, как было сказано, недостаточно определить словом «честь». Честь у вайнахов – сий. Недостаточно определить словом «благородство», ибо оно у нас – оьздангалла. Таким образом, у нас «мужество» – доьналла, «смелость» – майралла, «гордость» – яхь, «щедрость» – комаьршалла, «справедливость» – нийсо. Словом, все отдельно взятые достоинства у вайнаховобозначаются конкретными словами и определениями. «Нохчалла» – нечто более широкое, емкое. Это – мировоззрение, идеология. Как она могла сложиться? На основе мифов? С мифами предки вайнахов расстались в глубинах тысячелетий. На основе писаний? Их вайнахи не сохранили. Это хорошо получилось у евреев. На основе ратных дел, ярких эпохальных подвигов? Но в таком случае идеология Нохчалла носила бы боевой, мобилизующий дух. А в Нохчалла нет и намека на агрессивность, воинственность. Напротив, идеология Нохчалла отличается особым миролюбием, этикой и эстетикой, будто создавалась вовсе не на земле, а на небесах. Так откуда могла появиться эта божественная идеология совести, с которой не идут в сравнение никакие утонченные нравы западных светских обществ с их искусственными, лицемерными, напыщенными манерами?
Идеология такой силы, красоты и вековой устойчивости может иметь только божественную природу и быть дарованной Богом через своего первого послепотопного пророка Ноя, мир Ему, всему послепотопному человечеству! Мы имеем право так утверждать, исходя из явных исторических фактов и очевидной реальности существования уникального явления.
Для Нохчалла не строили храмов и святилищ, не делали жертвоприношений. Носитель Нохчалласам был как пророк, высоко поднявшийся над грешной мирской суетностью и, вместе с тем, создающий на земле особый порядок Совести, угодный Аллаху и Его первому послепотопномупророку – Нохе, мир Ему!
У людей, придерживающихся принципов Нохчалла, чрезвычайно высока была цена слова. Слово истинного вайнаха было и остается тверже всего. Слово – это и прощенная кровная месть, которую ни при каких условиях нельзя возобновлять. Слово – это решение спора из-за долины или горы. Слово – это остановленная война, прощенная обида, восстановленная семья, измененный образ жизни. Иначе говоря, там, где общественная жизнь регламентировалась не государственными актами и силовыми органами, не судебными постановлениями и прокурорским надзором — не государственной властью — все решалось крепким мужским Словом. Это слово чаще всего было не менее прочно, чем клятва на Коране. Быть хозяином своего слова и не отступать от него даже в случае реальной угрозы для жизни – это Нохчалла.