
Screenshot
Региональный методический проект «Урок на сцене» стартовал в Чеченской Республике весной прошлого года. Инициатором проекта выступил министр образования и науки Хож-Бауди Дааев, реализовал проект ИРО (Институт развития образования). Идея проекта заключается в том, что лучшие учителя республики проводят на сцене актового зала открытые уроки, на которых могут присутствовать не только обучающиеся, но и их родители, учителя, представители общественности и т.д. Эти уроки открыты для критики и в то же время могут стать примерами для подражания.Такая конструктивная идея, идея внедренияинновационных методов преподавания, делая обучение более интерактивным и интересным для учеников и увлекла Залину АбумаровнуАбдрахманову из МБОУ «СОШ с. Гухой» Итум-Калинского района. И, из-за отсутствия методиста-химика в нашем районе, Залина самостоятельно подготовила и провела урок химии в рамках методического проекта «Уроки на сцене» по теме «Ковалентная неполярная химическая связь».Надо также отметить, что в Гухойскойобщеобразовательной школе обучается всего 34 человек, и, среди них 8-классников немного, да и сцены тут таковой нет. Но что не сделает сельский учитель-химик, влюбленный в свою профессию!? Урок проходил в традиционном кабинете, присутствовали и родители, и руководство, и учителя. Из окон класса такая нега разливается, весна в самом разгаре, ясное, без облачка небо, тишина, благодать, а тут такие серьезные вещи… .
Залина Абумаровна умело подводила ребят косвоению новых знаний и умений с использованием информационных и коммуникативных технологий для поиска, переработки и передачи химической информации и её представления в различных формах с овладением понятийным аппаратом и символическим языком химии. Немаловажным было умение ребят применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинно-следственных связей – для изучения свойств веществ и химических реакций; естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).
И, как поделилась одна из родительниц, присутвовавшая на уроке:
– В начале была паника – наши дети вели себя почти на равных с преподавателем, высказывали свою точку зрения, спорили, прогнозировали. Представьте себе, учащиеся небольшой сельской школы рассуждают о таких высших материях, как прогнозирование возможности протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности!
Несомненно, преподаватель стремилась к этому, ей были важны личностные результаты ее учеников в сочетании с функциональной грамотностью
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Умение ребят анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы. Их умение не тольковспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания, но и ориентация в своей деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Освоение нового материала проходило с использованием различных типов электронных образовательных материалов: «Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)», «Диагностическая работа», «Обучающие видеоролики». Мотивация на учебную деятельность проходил ненавязчиво, с выведением на экран изображения, с предложениемучащимся подумать над вопросами, в ходе беседы подведя их к теме урока, ориентировочно давая им время на выполнение задания, также выполнены задания в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ).
Умение применения знаний изученного материала проходил с выведением графики на экран. Ребята внимательно изучали предложенные графики и выполняли задания самостоятельно, после чего была организована проверка и обсуждение результатов, обращено внимание учащихся, что составленная ими схема понадобится длявыполнения последующих заданий фронтальной работы, работы в парах, в организации проверки и в итоговом обсуждении результатов, что было выполнено ими с большим вниманием, интересом.
В подведении итогов (рефлексии) ребята делились своими впечатлениями: – Было интересно…
–Было трудно…
– Я выполнял задания…
–У меня получилось…
– Я смог…
– Меня удивило…
Не было никаких сомнений в объективности выставления отметок учащимся. – ЗалинаАбумаровна, как говорится, учитель химии от Бога, – сказала о ней по завершении мероприятиядиректор школы Малика Абухалимовна Идигова, – она постоянно совершенствует свой методический уровень и старается максимально мотивировать учащихся осваивать свой предмет. Как мы знаем, даже в такой консервативной дисциплине, как химия, очень велика роль компьютеров и информационных технологий в целом. И только учитель, владеющий навыками составления презентаций и графиков, таблиц и схем может рассчитывать на успех. А как прекрасно Залина с этим справляется, вы видели на уроке. Несомненно, в школе, будь она большой или такой маленькой как наша, важным аспектом является умение вести методическую работу, взаимодействовать с другими людьми, т.е. велика роль воспитательной работы. Тут важна гражданская ответственность, гуманистический подход к учащимся и минимальная конфликтность, что просто присутствует в природе ЗалиныАбумаровны.
Думается, такая оценка руководителя дорогого стоит. Мы желаем дальнейших творческих успехов Залине и ее ученикам. Дала аьтто бойла! Иман ИСАЕВА